Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.
Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.
Как рассказал А.Асмолов, "в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг. В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры".
На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. С 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования вступил в силу.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся . Положения ФГОС ДО распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Предполагаемые управленческие действия администрации дошкольной организации
по введению ФГОС ДО:
1. Внимательно изучить документ.
2. Ознакомить с ФГОС ДО всех педагогических работников.
3. Довести основные положения ФГОС ДО до родителей (законных представителей) воспитанников.
4. Разработать и осуществить план реализации документа, предварительно обсудив его с педагогами, органом государственно-общественного управления и родителями (законными представителями) воспитанников. Действия должны быть согласованы с мероприятиями управления образования.
5. Привести локальные нормативные акты учреждения в соответствие с документом.
6. Создав необходимые условия, реализовать намеченные мероприятия, перестроив образовательную деятельность дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.
Нормативно-правовое сопровождение ФГОС ДО:
1. Федеральные
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об образовании в Российской Федерации
ПИСЬМО Роспотребнадзора от 10.01.2013 г. № 01/25-13-32 "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ САНПИН 2.4.1.2660-10"
Концепция дошкольного образования
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014.№08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования
2. Региональные
Приказ №01-21/1659 от 27.12.2013 "О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного стандарта дошкольного образования в 2014 году
План мероприятий по введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в 2014 году
3. Муниципальные
ПРИКАЗ РУО 13.01.2014 г. № 04 "Об утверждении муниципального плана мероприятий по введению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в ДОУ"
ПРИКАЗ РУО 13.03.2014 г. № 98 "Об утверждении базовой площадки по введению ФГОС ДО в ДОУ"
|